Конструктивизм: создание мира через язык

lunch-atop-skyscraper-new-york-construction-workers-crossbeam1Конструктивизм – одно из современных философских направлений, внесших свой вклад в формирование представлений о природе человека и его сознания, на которые сегодня опирается коучинг.

Коучинг взял из него, прежде всего, общую идею конструирования – представление о том, что мы сами создаем мир, в котором мы живем. Это представление о том, что мы не являемся пассивными существами, которые лишь отражают объективную реальность, находящуюся вовне. Это понимание человека как активного действующего субъекта, который своими действиями формирует реальность и который с помощью своего языка (со всеми его ограничениями и возможностями) интерпретирует реальность, выделяя одни ее стороны и не замечая другие. Это подспудное допущение, что как коучи мы можем помочь человеку расширить границы его понимания, языка, действий и жизни. Наконец, это представление о том, что коуч не обладает и не может обладать «правильными» и «единственно возможными» ответами. Представление о принципиальной множественности возможных решений, идей, путей, стратегий движения, личных истин, найденных совместно в коуч-сессии.

Конструктивизм: теории, идеи, представители
   
Чтобы лучше понять суть этих идей, мы остановимся более подробно на них. Современную конструктивистскую парадигму составляют несколько теорий, вызревших в ряде конкретных наук (психологии, социологии, нейробиологии, кибернетике), прежде всего: конструктивистская психология и социология, радикальный конструктивизм и социальный конструкционизм.

Конструктивистская психология и социология (Пиаже, Келли, Брунер, Бергер и Лукман и др.) – это группа теорий, которые подчеркивают идею не-отражательной, конструктивной природы сознания, его языковую и культурно-историческую обусловленность, опосредствованность познания и понимания мира индивидуальными конструктами, формируемыми в онтогенезе, идею конструктивного альтернативизма (множества способов концептуализации событий) и плюрализма истины. Центральная идея этого направления – представление о познании не как об отражении и репрезентации, но как об активном построении в сознании субъекта образа познаваемых предметов и событий. Как отмечал Дж.Келли: «События не приходят к нам и не говорят, что и как надо делать, - они просто идут своим чередом. Если что-то и управляет нашими мыслями и действиями, так это созданная нами структура» (Келли, 2000, с.32).

Радикальный конструктивизм (Ватцлавик, фон Глазерсфельд, фон Фёрстер, Матурана Варела, Рот) – позиция, основанная на идеях конструирования воспринимаемого мира живой системой, информационной замкнутости и самореферентности когнитивных систем (способности к самоописанию и замкнутости на самих себе), принципе пригодности и жизнеспособности знания, неотделимости наблюдателя от наблюдаемого, идее автопоэза (способности системы к производству и поддержанию своего порядка благодаря собственной активности).  Центральная идея радикального конструктивизма заключается в том, что знание представляет собой не картину объективной действительности, а скорее определен­ный способ организации и согласования собственного опыта в процессе жизнедеятельности (фон Глазерсфельд, 2000). Важное место в аргументации радикального конструктивизма занимает идея автопоэза У.Матураны и Ф.Варелы – способности живых систем к автономному поддержанию целостности, образованию новых компонентов и свойств через сеть взаимодействий собственных же компонентов (рекуррентное взаимодействие клеток организма, нервной системы, элементов языка). С этой точки зрения, сознание, интеллект, рефлексия – суть феномены языковой рекурсивности (Матурана, Варела, 2001).

Социальный конструкционизм (Герген, Харре, Шоттер и др.) – это направление в социальных науках, признающее первостепенную роль дискурса и отношений между людьми в конструировании ими мира и собственного «я», необходимость отказа от представления о всеобщих абсолютных истинах, эталонах поведения и психологических процессах, рассматривающее последние в привязке к культуре и истории конкретных сообществ, призывающее к многоголосию и взаимообогащению различных дискурсов (языков и способов интерпретации мира), демократизации и социальному преобразованию сознания людей. Согласно этой позиции, мы конструируем мир не индивидуально в своем сознании, а совместно – в разговоре, соглашениях, социальных практиках (Улановский, 2004). С точки зрения социального конструкционизма, все, что мы считаем существующим, реальным, ценным, красивым, правильным, достойным для научного или духовного постижения – конструируется посредством языка в отношениях с другими людьми.

Базовые положения конструктивизма

Можно выделить несколько базовых положений, являющихся общими для всех этих теорий: 1) знание – это выстраивание; 2) истина множественна; 3) критерий «хорошего» знания – пригодность.

Знание – это выстраивание. Слово конструирование сегодня вызывает вполне обоснованные вопросы со стороны психологов. Что значит утверждение «мы конструируем мир»? Оно означает, во-первых, то, что мы по-особому выстраиваем и классифицируем объекты в силу особенностей нашего организма, когнитивных структур, наших действий и категорий языка. Во-вторых, мы создаем различные конвенциональные социальные реальности, которые руководят нашим поведением, формируют нашу идентичность и на которых стоят все институты нашей общественной жизни – брак, мораль, закон и т.д. Как отмечает Дж.Раскин, различные направления конструктивизма объединяет взгляд на знание как на интерпретацию – исторически обусловленную, а не безвременную, контекстуально верифицируемую, а не универсально валидную, лингвистически порожденную и социально-конвенциональную, а не просто когнитивно произведенную (Raskin, 2002).

Истина множественна. В соответствии с позицией конструктивизма, истина принципиально множественна, альтернативна, культурно-исторически локальна, контекстуальна и ситуативна. Это означает, что не существует всеобщих, универсальных Истин вне отношения к позиции наблюдателя, социальным соглашениям и культурно-историческому контексту. В этом плане конструктивизм противостоит фундаментализму и абсолютизму в эпистемологии. Дж.Келли говорил о конструктивном альтернативизме: представлении о том, что всегда возможны альтернативные истолкования, теории, конструкты, способы концептуализации и репрезентации событий (Келли, 2000). Точно также исследователи, придерживающиеся позиций социального конструкционизма, умеряют свои претензии на безграничную всеобщность, истину вне культуры и истории, факт без интерпретации (Джерджен, 2003). Никто не может претендовать на позицию, которую Х.Патнэм метко назвала «видением мира глазом Бога» (Putnam, 1981), а Т.Нэйджел называет «взглядом из ниоткуда» (Nagel, 1986) – взглядом независимого наблюдателя, лишенного какой-либо точки отсчета и рассмотрения, истинно объективным видением мира.

Критерий «хорошего» знания – пригодность. Еще одно место, в котором сходятся перечисленные теории и направления – представление о том, что конечным критерием качества знания является его пригодность. Дж.Келли пишет о том, что хотя альтернативные истолкования всегда доступны, некоторые из них определенно являются плохими инструментами (Келли, 2000, с.26). Келли вводит понятие «диапазона пригодности» - того пространства реального мира, на котором данный конструкт или теория обеспечивает зону полезного действия (там же, 29). В самом общем виде социальный конструкционизм подталкивает к вопросу: что мы выигрываем или теряем от нашего способа жизни, который следует из того или иного взгляда? (Gergen, 1994). В этой связи К.Герген предлагает психологам рассматривать социальную полезность своих теорий и создавать концепции, преследующие конкретные социальные цели (Джерджен, 2003).

Фрагмент статьи: Улановский, 2009.

См. подробнее:

Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм,  социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии, 2009, №2. С.35-45.

Улановский А.М. Теория речевых актов и социальный конструкционизм // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. №1. C.88-98.

 

 

 

Оставьте комментарий